Приватизация квартиры: что нужно делать и куда идти, чтобы приватизировать жилье быстро и без лишних расходов.
Подготовка документов для оформления договора приватизации
Ниже приведен список документов, которые необходимо подать в Жилищный отдел местного органа самоуправления (Департамент Жилищной Политики и Жилого Фонда) либо в МФЦ (Многофункциональный центр) для оформления договора приватизации.
Подготавливаем следующие документы:
Ордер или договор социального найма на квартиру
Если данных документов нет на руках, то можно их заказать в ЕИРЦ (Едином информационно-расчетном центре).
Технический паспорт и экспликация
Выдающая организация – БТИ (ПИБ). Срок изготовления – от 3 до 10 рабочих дней. (взять две копии заверенные в БТИ).
С заказа технического паспорта и экспликации необходимо начать сбор всего пакета документов.
Технический паспорт содержит все технические характеристики квартиры, а именно:
- Площадь каждой комнаты и всей квартиры в целом
- Стоимость квартиры (цена определенная специалистом БТИ)
- Год постройки дома
- Время проведения капитального ремонта (если был)
- Фактический адрес
- Материал стен и перекрытий, внутренней отделки
- Наличие инженерных коммуникаций
Если в квартире есть неузаконенная перепланировка, то срок получения технического паспорта может затянуться до 30 дней. Стоимость изготовления – от 1000 рублей, в зависимости от площади и наличия перепланировок. Заказчиком может выступать собственник квартиры, либо лицо действующее по доверенности.
Для того чтобы заказать технический паспорт при себе необходимо иметь:
- Заявление (Образец выдадут в БТИ)
- Квитанцию об оплате услуги по изготовлению технического паспорта на квартиру (цена зависит от сроков)
- Паспорт заявителя
- Правоустанавливающий документ на квартиру (Свидетельство о собственности, договор купли-продажи)
- Доверенность в случае, если за документом обращается представитель собственника. Доверенность можно написать от руки. (Образец так же можно получить в БТИ/ПИБ)
Кадастровый паспорт на квартиру
Выдающая организация – ФКП (Кадастровая палата), заказать можно в МФЦ (Многофункциональный центр).
Срок изготовления – 5 рабочих дней.
В данном документе указана технические характеристики квартиры.
Стоимость 200 рублей.
Выписка из финансово-лицевого счета на квартиру
Выдающая организация – Паспортный стол.
Срок изготовления – выдаётся на момент требования.
В выписке указывается текущая задолженность по коммунальным платежам. Её можно получить в бухгалтерии паспортного стола. Срок действия 30 дней. Стоимость – бесплатно. В случае наличия долгов по коммунальным платежам их необходимо будет погасить, иначе приватизация жилья будет невозможна.
Выписка из ЕГРП
Выдающая организация – Росреестр, заказать можно в МФЦ (Многофункциональный центр). Срок изготовления – 5 рабочих дней.
Срок действия до 30 дней. Стоимость 220 рублей
Выписки из ЕГРП по форме №3 на каждого человека, участвующего в приватизации квартиры.
Выдающая организация – Росреестр, заказать можно в МФЦ (Многофункциональный центр). Срок изготовления – 5-7 рабочих дней.
В данной выписке указано какой недвижимостью обладает человек и ее технические характеристики.. Срок действия до 30 дней. Стоимость 220 рублей
Справка о неучастии в приватизации (форма №2).
Выдающая организация – БТИ (ПИБ). Срок изготовления – до 3 рабочих дней.
Данный документ необходим на каждого участвующего в приватизации квартиры человека, в которой указано — использовал ли он ранее право приватизации или нет. Т.к. гражданин РФ может участвовать в приватизации один раз, за исключением несовершеннолетних детей.
Справка по форме 9 (Выписка с домовой книги).
Выдающая организация – Паспортный стол.
Срок изготовления – выдаётся на момент требования.
В справке содержаться данные о зарегистрированных (прописанных) лицах в квартире. Получить ее можно в районном паспортном столе на основании паспорта и договора социального найма или ордера на квартиру. Срок действия до 14 дней.
Справка по форме 9 Архивная.
Выдающая организация – Паспортный стол. Срок изготовления – до 7 рабочих дней.
Данная справка отражает следующие сведения:
- Человек, который ее берет, ранее не участвовал в приватизации,
- Период регистрации и соответствующий адрес
Получит архивную справку по форме 9 можно посетив районный паспортный стол предыдущего места жительства. Срок действия до 14 дней.
Паспорта согласных на приватизации и прописанных в квартире.
Свидетельства о рождении детей до 14 лет (оригиналы и копии).
Свидетельство о заключенном браке
Список дополнительных документов
В зависимости от сложившейся ситуации необходимы будут следующие документы:
- Согласие о неучастии в приватизации. (оригинал и заверенная копия). (см. отказ от приватизации).
Данный документ является подтверждением того, что некоторые из прописанных (в том числе тех, кто уже принимал участие в приватизации какого-либо другого жилья) участников сделки отказываются учувствовать в приватизации данной квартиры. Согласие о неучастии в приватизации заверяется у нотариуса.
- Если гражданин, желающий приватизировать занимаемую квартиру, ранее (начиная с 1992 г.) проживал по другим адресам необходимо получить архивную справку по форме 9. Срок изготовления 2-3 дня.
Эта справка показывает, участвовал ли человек ранее в приватизации, когда проживал по другим адресам. В справке необходима будет информация только за тот отрезок времени, когда гражданин был зарегистрировано по этому адресу. Взять ее можно в районном паспортном столе предыдущего места жительства. Стоимость – бесплатно.
Для получения при себе иметь: паспорт
- Если, в договор социального найма вписаны несовершеннолетние дети, а из приватизируемой квартиры они выписаны в иное (новое) жилье, в любом случае они участвуют в приватизации, поэтому потребуется следующие документы:
- Справка по форме 9 с нового места жительства (Выписка с домовой книги).
В справке содержаться данные о зарегистрированных (прописанных) лицах в квартире. Получить ее можно в районном паспортном столе на основании паспорта и договора социального найма или ордера на квартиру. Данная справка необходима для органов опеки и попечительства. Срок действия до 14 дней.
- Разрешение органов опеки и попечительства для участия в приватизации. См. образец.
Срок получения разрешения — 2 недели. Разрешение необходимо взять: родителям (отец и мать, даже если разведены), опекунам, усыновителям. Исключение составляют только лишённые родительских прав.
- Если в квартире прописан ребенок, находящийся под опекой. Распоряжение о назначении опекуна (оригинал и ксерокопия).
- В случае, если от одного или нескольких участников процедуры приватизации действует доверенное лицо, то необходима нотариально заверенная доверенность.
- Свидетельства о смерти ранее проживавших в квартире (оригинал и копия, заверенная нотариально)
После того, как все документы собраны, необходимо обратиться вместе с собранными документами в Жилищный отдел местного органа самоуправления либо в МФЦ (Многофункциональный центр). При подачи документов, важно присутствие всех лиц зарегистрированных в квартире. Из них, то кто участвуют в приватизации, пишут заявление на участие в приватизации.
Согласование и подготовка договора приватизации займет от 10 до 20 дней.
Регистрация договора приватизации квартиры
Далее, Жилищный отдел местного органа самоуправления выдает ранее подаваемые документы и договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан. Оплатив госпошлину (2000 рублей), лица участвующие в приватизации подают документы в Росреестре или МФЦ. Регистрация занимает 10 рабочих дней. Если подавать документы через МФЦ то займет на 4-5 дней больше.
После регистрации права собственности нужно поставить квартиру на учет в БТИ (ПИБ).
Для этого необходимо прийти в ПИБ (БТИ) со следующими документами:
- Паспорт
- Свидетельством о собственности на квартиру (оригинал и 2 копии). См. образец.
- Технический паспорт. См. образец.
Что дает приватизация квартиры?
Согласно статьи 209 ГК РФ выделим основные плюсы от приватизации.
«Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» т.е. собственник может «отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом»
Существуют и минусы от владения квартирой в собственности. Во-первых, это более высокая плата за коммунальные услуги. Во-вторых, это налог на собственность. Ставка по налогу зависит от кадастровой стоимости жилья.
О да, на риэлтора ведь учатся 6 лет и потом ещё ординатуру проходят. Вы правы, это ведь невыполнимая для человека задача — изучить историю квартиры и воспользоваться мозгом, сопоставив одно с другим. Только риэлторы это умеют. Их специально обучают в секретных институтах, наделяют сверхспособностями и выпускают в свет на помощь человечеству.
Спасибо за ваш комментарий. Ваш сарказм понятен, но совсем не к месту) Наш сайт, и эта статья в частности, создан для того, чтобы помочь совершать самостоятельные операции с недвижимостью без помощи риелторов.
Моя дочь участвовала в приватизации квартиры, в которой была прописана на тот момент, когда ей было 8 лет. Сейчас она уже совершеннолетняя, и хочет приватизировать бабушкин дом в деревне на своё имя. Сколько это ей будет стоить?